Имя Чокана Валиханова известно каждому, кто интересуется историей и культурой Казахстана. Он был офицером, ученым и исследователем, который стремился понять и показать миру богатство казахской культуры и истории. Жизнь Валиханова оказалась короткой, но очень насыщенной: всего за несколько десятков лет он оставил наследие, которое до сих пор вдохновляет ученых, писателей и общественных деятелей.
Ранние годы и образование
Чокан Чингисович Валиханов происходил из знатного рода чингизидов. Он был правнуком Абылай-хана и племянником Кенесары Касымова. Его дед Вали-хан был одним из многочисленных сыновей Абылай-хана, а отец Чингис Валиханов — старшим султаном Аманкарагайского внешнего округа.
Будущий ученый появился на свет в 1835 году в орде-зимовке Кунтимес, которая находилась на территории современного Костанайского региона. При рождении мальчику дали имя Мухаммед-Канафия, но в семье его называли Чоканом, и это имя закрепилось за ним на всю жизнь.
Детство Чокана прошло в усадьбе Сырымбет. С ранних лет он был окружен культурной средой: в доме собирались акыны, сказители и музыканты. Это помогло развить в мальчике интерес к устному народному творчеству, песням и легендам казахов. Он любил записывать поэтические сказания и пересказывать их родным, а позже вместе с отцом фиксировал различные версии народных поэм «Едиге», «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Еркокше». Эти записи впоследствии попали к его наставнику и востоковеду Н. Ф. Костылецкому.
От русских военных топографов, которые приезжали в округ, Чокан получил первые уроки рисования. Уже тогда проявился его художественный талант и любовь к наблюдательности. Мальчик учился в казахской школе в Кунтимесе, где освоил родной язык, а также начал изучать арабский, персидский и чагатайский.
В 12 лет Чокан отправился учиться в Сибирский кадетский корпус в Омске. Сначала он не знал русского языка, но благодаря памяти и усердию быстро справился с этой трудностью. Валиханов увлекался историей, географией, филологией, а также отличался живым интересом к литературе и культуре. В кадетском корпусе он подружился с будущим исследователем Григорием Потаниным, с которым сохранил тесную дружбу на всю жизнь.
В 1853 году Валиханов окончил корпус в возрасте 17 лет, получив офицерское звание.
Служба и первые шаги в науке
После кадетского корпуса молодой офицер Чокан Валиханов оказался в центре внимания Западно-Сибирской администрации. Знание языка и обычаев казахского народа сделало его здесь незаменимым помощником. Формально Валиханов числился в 6-м кавалерийском полку Сибирского казачьего войска, но на деле его оставили при генерал-губернаторе Западной Сибири.
Через год Чокан стал адъютантом генерал-губернатора Густава Гасфорта, а также выполнял поручения Главного управления края. Эти обязанности позволили ему изучать историю и географию Центральной Азии.
Во время службы у Валиханова установились творческие контакты с профессором И. Н. Березиным. Через своего наставника Н. Ф. Костылецкого он получил предложение помочь в толковании трудных слов из ханских ярлыков Золотой Орды. Чокан обратился к старым казахам, собрал необходимые сведения и прислал Березину подробные разъяснения. Так началась его научная переписка и первые серьезные шаги в области историко-филологической науки.
Еще одним важным событием стало знакомство с Ф. М. Достоевским в доме семьи Ивановых в Омске в 1854 году. Писатель накануне освободился из каторжной тюрьмы и сразу почувствовал в молодом казахе родственную душу. Их дружба оказалась искренней и долгой. В одном из писем Достоевский писал Чокану, что любит его сильнее родного брата. Тесные отношения с ним и другими ссыльными, в частности с поэтом С. Ф. Дуровым, укрепили в Валиханове интерес к литературе и вопросам духовного развития общества.

Экспедиции и дипломатические миссии
Служба в армии открыла перед Чоканом Валихановым путь к его главному призванию — исследованиям Центральной Азии. В середине 1850-х годов он начал активно участвовать в экспедициях, которые сочетали военные задачи с научными и дипломатическими целями.
Экспедиция с Гасфортом
В 1855 году Валиханов принял участие в большой экспедиции вместе с генералом Гасфортом. Маршрут пролегал от Омска через Семипалатинск и Аягуз к Заилийскому Алатау, где закладывалась крепость Верный (сегодня — город Алматы). В поездке Чокан вел записи о местных преданиях и легендах, изучал архитектурные памятники, а также собирал сведения об истории и быте казахского народа. Наблюдательность и эрудиция молодого офицера были высоко оценены самим Гасфортом. Он представил Валиханова к награде и подчеркнул его пользу как посредника между властью и местным населением.
Иссык-Куль и Кульджа
В начале 1856 года Чокан получил чин поручика. Но гораздо важнее был багаж знаний и опыта, который он накопил за первые годы службы. Именно тогда Валиханов окончательно утвердился в желании посвятить жизнь науке, истории и этнографии своего народа.
Этот год стал для Чокана стартом полевых исследований. В составе экспедиции М. М. Хоментовского он прошел маршрут от Верного через долины Чилика и Чарына, поднялся по Каркаре, перевалил Санташ и вышел к Иссык-Кулю. В пути Чокан собирал гербарии, орнитологические и энтомологические коллекции, участвовал в топографических съемках, изучал следы древних поселений — ирригацию, каменные изваяния и надписи. 26 мая 1856 года он впервые научно зафиксировал эпос «Манас», выбрав фрагмент о смерти и поминках Кукетай-хана, провел его историко-литературный разбор и назвал эпос степной «Илиадой».
По распоряжению генерал-губернатора Г. Х. Гасфорта Чокана направили в Кульджу для переговоров с китайскими властями о восстановлении торговли и решении пограничных вопросов. Миссия прошла успешно: контакт с сановниками наладили, обмен оживили, что позднее стало основой договоренностей в Тарбагатайском регионе.
Из этой поездки и работы в Семиречье выросли тексты «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Очерки Заилийского края», «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа». По рекомендации П. П. Семенова, который высоко оценил наблюдательность и стиль молодого офицера, 21 февраля 1857 года Валиханова избрали действительным членом Русского географического общества.
Поездка в Кашгарию
Далее последовала рискованная разведывательно-научная поездка в Кашгарию (1858–1859). Под именем купца Алимбая Чокан двинулся с караваном через верховья Текеса и перевал Зауку. Переходы были тяжелыми из-за снега, потерь вьючного скота, нападений разбойников и обысков на границе.
Полгода в Алтышаре (шести городах Восточного Туркестана) Валиханов посвятил сбору сведений о политике, торговле, обычаях, языке и роли кокандских аксакалов, восстановил обстоятельства гибели немецкого исследователя Центральной Азии Адольфа Шлагинтвейта. 12 апреля 1859 года Чокан вернулся в укрепление Верное с большим объемом собранных о Кашгарии сведений. Через полтора месяца он приехал в Омск и приступил к обработке этих материалов. В их число вошли:
- рукописи («Тазкира-йи Султан Сатук Бугра-хан», «Тазкира-йи Туглук Тимур-хан», «Тазкира-йи Ходжаган», «Абу Муслим Маурузи» и др.);
- нумизматическая подборка;
- образцы горных пород и нефрита;
- гербарии;
- карандашные зарисовки быта Восточного Туркестана.
Научным итогом его поездки стала фундаментальная работа «О состоянии Алтышара» — первая столь полная монография о регионе с четкими выводами и точной фактурой.
Жизнь в Петербурге
В начале 1860 года Чокан Валиханов приехал в Петербург. В столице его приняли как смелого исследователя и ценного специалиста по Центральной Азии. По распоряжению императора Александра II он был награжден орденом Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени для мусульман и получил чин штабс-ротмистра.
Валиханов продолжил службу в Генеральном штабе, занимаясь составлением карт Средней Азии и Восточного Туркестана. Вскоре по ходатайству министра иностранных дел князя Горчакова исследователя определили в Азиатский департамент МИД, где он консультировал по восточным вопросам. Его труд о Кашгарии стал важным документом для науки и правительства.
В Петербурге Чокан активно работал в Географическом обществе, читал лекции, изучал восточные рукописи, занимался подготовкой карт и публикаций. Именно в здесь он ввел в научный оборот рукописи «Тазкира-йи Богра-хан», «Тазкира-йи Ходжаган», а также впервые серьезно исследовал «Тарих-и Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати.
Окружение Валиханова в этот период составили крупнейшие востоковеды и ученые И. Березин, В. Васильев, В. Григорьев, Вельяминов-Зернов, а также дипломат Е. Ковалевский. Большую поддержку оказывал П. П. Семенов-Тян-Шанский.
В Петербурге Чокан снова встретился с Достоевским и познакомился с критиком Н. Страховым, поэтами А. Майковым и Я. Полонским. Общение с русскими писателями и учеными обогатило мировоззрение Валиханова. Под влиянием бесед с ним Майков написал стихи о степи и кочевой культуре.
В этом период казахский ученый написал статьи «Аблай», «Описание Восточного Туркестана», «Очерки Джунгарии», «Шуна батыр», «Записки о Кокандском ханстве». Он также подготовил записку о необходимости открытия консульства в Кашгаре, надеясь стать первым российским консулом.
Из-за влажного петербургского климата у Валиханова начал развиваться туберкулез. Весной 1861 года по совету врачей он вынужден был покинуть столицу и вернуться в Кокшетау к родным, надеясь поправиться.
Деятельность в ауле и Омске
К моменту возвращения исследователя его аул переехал на летние пастбища в долине реки Акканбурлык, где воздух и кумыс считались лучшими средствами против болезни легких. Вдали от основной стоянки Чокану поставили большую юрту, которая вскоре превратилась в центр культурной жизни. Здесь собирались поэты, сказители, музыканты и акыны, а также приезжали люди из соседних аулов.
Политические планы
Чокан задумывался о том, чтобы служить своему народу напрямую. Он выдвинул собственную кандидатуру на выборы старшего султана Атбасарского округа. В письмах к Достоевскому ученый писал, что хотел показать пример образованного султана, способного защищать простых людей от чиновничьего произвола и деспотизма богатых родов.
Но его планы встретили сопротивление администрации: несмотря на поддержку на выборах, генерал-губернатор Дюгамель отклонил кандидатуру Валиханова, ссылаясь на его болезнь. Но на самом деле чиновники опасались влияния образованного лидера на казахское общество.
Работа над судебной реформой
После неудачи с выборами Чокан переехал в Омск, где активно включился в работу юридической комиссии по реформе судебной системы казахов. В 1863 году он вместе с советником Яценко объехал Кокшетауский, Атбасарский, Акмолинский и другие округа, подробно изучая практику биев и законы, закрепленные в «Жеты жаргы». В своей «Записке о судебной реформе» он утверждал, что реформировать суд в степи нужно, но с уважением к традициям. По его мнению, если насильно заменить суд биев на чуждую систему, это разрушит основы жизни народа.
В Омске Чокан оказался в поле зрения властей. Министерство иностранных дел хотело вернуть его в Петербург, но болезнь мешала выехать. По воспоминаниям друзей Потанина и Ядринцева, Валиханов сильно ослаб, но оставался таким же остроумным собеседником и по-прежнему мечтал вернуться к науке. В письмах он признавался, что часто чувствует тоску, увлекается картами и светской жизнью, но не теряет надежды поехать в столицу.
Участие в Аулиеатинском походе
Весной 1864 года генерал Черняев собирал отряд для похода в Южный Казахстан. Ему нужен был человек, хорошо знающий степь и языки, и выбор пал на Чокана Валиханова. Несмотря на подорванное здоровье, он согласился, рассчитывая помочь народу мирным путем избавиться от власти Коканда.
На первых этапах ученый действительно выступал как посредник — вел переговоры, убеждал местное население не сопротивляться. Но при взятии крепости Аулие-Ата, где пострадали мирные жители, он был потрясен жестокостью армии. После этого Чокан заявил, что больше не хочет участвовать в подобных экспедициях, и вскоре покинул отряд.
Последние годы и смерть
После Аулиеатинского похода Чокан Валиханов вернулся в родные края уже тяжело больным из-за стремительно прогрессирующего туберкулеза. Несмотря на слабость, он продолжал работать с документами, делал записи, но сил становилось все меньше.
Зиму и последние месяцы жизни Валиханов провел в ауле Тезек-султана в Кербулакской волости (ныне Алматинская область). Здесь он нашел приют и заботу, рядом с ним всегда находились близкие и единомышленники. В юрте ученого собирались акыны, сказители и гости из соседних аулов.
Несмотря на физическую слабость, Валиханов до последнего размышлял о судьбе своего народа. Его письма и заметки этого периода проникнуты тревогой за будущее Казахстана и надеждой, что предстоящие реформы будут учитывать традиции и интересы простых людей.
Весной 1865 года состояние ученого резко ухудшилось. 10 апреля 1865 года Чокан Валиханов умер в возрасте 29 лет. Его похоронили в урочище Кошентоган у подножия горы Матай. Позднее здесь был создан мемориальный комплекс, ставший местом памяти и почитания великого казахского ученого.
Слухи и факты о смерти Чокана
Со временем вокруг личности Чокана Валиханова начали появляться легенды. В прессе и публикациях порой высказываются версии, что он умер не от болезни легких, а был преднамеренно убит — отравлен или застрелен по приказу властей. В качестве аргумента обычно приводят два документа, опубликованные в четвертом томе его сочинений (1968 год), где говорится о якобы причастности Валиханова к распространению смутных слухов среди казахов и «сношениях с Якуб-беком» в Кашгаре. В этих бумагах упоминались распоряжения о его аресте, высылке и даже переводе в другой кавалерийский полк.
Но ученые выяснили, что документы не соответствуют действительности. Главная ошибка — они датированы 1865 годом, но в то время не существовало Туркестанского генерал-губернаторства (оно появилось только в 1867 году). Также в 1865-м А. П. Хрущев еще не занимал должности генерал-губернатора Западной Сибири, а государство Йеттишар в Восточном Туркестане возникло только в 1867 году. То есть речь шла о событиях более позднего времени.
Историки установили, что эти бумаги касались не Чокана, а его троюродного брата Гази Булатовича Валиханова. Тот был женат на дочери старшего султана Тезека, служил в армии и получил чин штабс-ротмистра в 1867 году. В дальнейшем Гази сделал успешную карьеру и дослужился до генерала кавалерии.
Ошибки в чтении архивов, одинаковая фамилия и близкое родство запутали составителей собрания сочинений Валиханова, и документы были ошибочно связаны с именем Чокана. Позднее, при подготовке пятитомного издания его трудов (1984–1985 годы), академик А. Маргулан исключил эти бумаги, доказав их несоответствие.
Литературное и публицистическое наследие

Чокан Валиханов оставил после себя богатый пласт научных, исторических и публицистических работ, в которых раскрыл культуру, обычаи и мировоззрение народов Центральной Азии.
Научные труды и очерки
К основным исследованиям Валиханова относятся:
- «Аблай» — очерк о личности и политике казахского хана XVIII века;
- «Киргизское родословие» — этнографическая работа о структуре родов и традициях;
- «Записка о судебной реформе» — критический анализ судебной системы и предложения по ее реформированию с учетом обычного права;
- «О мусульманстве в степи» — размышления о роли и влиянии ислама на жизнь казахов;
- «Следы шаманства у киргизов» — исследование реликтов дохристианских и доисламских верований;
- «Дневник поездки на Иссык-Куль» — полевые заметки, этнография;
- «Очерки Джунгарии» — история и география региона;
- «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа» — торговля, дипломатия, быт;
- «О состоянии Алтышара» — политико-географический обзор, общественный строй;
- «Записки о Кокандском ханстве» — власть, экономика, межэтнические связи;
- «Описание Восточного Туркестана» — города, маршруты, источники и традиции.
Эти работы ценны тем, что соединяют точность наблюдений с ярким литературным стилем. Фиксируя факты, Чокан стремился понять внутреннюю логику традиций и показать богатство кочевой культуры.
Работа с эпосами и источниками
Валиханов одним из первых начал научное изучение устного творчества казахов и кыргызов. Он записал и проанализировал фрагменты эпоса «Манас», назвав его степной Илиадой, исследовал народные поэмы «Козы Корпеш и Баян Сулу», материалы о батырах и родовых героях.
Отдельное место занимают его переводы и исследования восточных источников. Он одним из первых в России изучил и популяризировал «Тарих-и Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати, а также работал с рукописями «Тазкира-йи Богра-хан», «Тазкира-йи Ходжаган» и другими.
Международное признание
В 1865 году в Лондоне вышло англоязычное издание «Chinese Turkestan and Dzungaria», где были опубликованы материалы Валиханова и других российских путешественников. Благодаря этому его работы стали известны европейским востоковедам и географам.
Наследие и увековечение памяти
В 1966 году Академия наук Казахстана учредила премию имени Чокана Валиханова. Ее вручают за значительные достижения в гуманитарных и общественных науках, а также в сфере географии, архитектуры и изобразительного искусства. Эта награда стала символом высокого научного и культурного признания личности исследователя.
Имя Чокана Валиханова прочно вошло в топонимику Казахстана, России и даже Антарктиды:
- В Кокшетау в 1971 году установлен памятник ученому. Здесь же его имя носят университет и педагогический институт. У входа в Кокшетауский университет стоит бюст Валиханова.
- На могиле исследователя в Кербулакском районе Алматинской области в 1980-х годах построен мемориальный комплекс «Алтын-Эмель» с музеем, посвященным Валиханову.
- В Алматы в 1969 году открыт памятник ученому у здания Академии наук (скульптор Хакимжан Наурызбаев).
- В Павлодаре создана скульптурная композиция «Чокан Валиханов и Г. Н. Потанин».
- В Семипалатинске установлен памятник «Чокан Валиханов и Ф. М. Достоевский» (1977).
- В Петропавловске в 2005 году открыта мемориальная доска с барельефом Валиханова и Достоевского.
- Имя Чокана Валиханова носят Институт истории, археологии и этнологии НАН РК, Кадетский корпус МО РК в Щучинске, гимназия №12 и улица в Алматы, областная библиотека в Таразе, стоянка первобытных людей в Туркестанской области. В нацпарке «Алтын-Эмель» есть родник, названный в его честь.
Практически в каждом крупном городе Казахстана есть улица или школа имени Чокана Валиханова.

За пределами Казахстана имя Чокана Валиханова также увековечено: в Бишкеке его именем названа одна из улиц, в Омске, где он учился, установлены памятник и мемориальная доска, а в Антарктиде с 1966 года имя исследователя носит гора на Земле Королевы Мод, открытую советскими исследователями.
Образ Чокана Валиханова неоднократно становился темой фильмов:
- «Его время придет» (1957, реж. Мажит Бегалин, в главной роли Нурмухан Жантурин);
- «Чокан Валиханов» (1985, многосерийный телефильм к 150-летию со дня рождения ученого, реж. Асанали Ашимов, в главной роли Саги Ашимов);
- «Человек в мундире» (2006, документальный фильм Игоря Гонопольского);
- «Достоевский» (2010), где Валиханова сыграл Саид Дашук-Нигматулин;
- «Ваш весь Федор Достоевский» (2021, реж. Константин Харалампидис, роль Чокана исполнил актер Дунай Еспаев).
Чокан Валиханов прожил короткую, но удивительно насыщенную жизнь. За неполные три десятилетия он успел оставить яркий след в науке, литературе и общественной мысли. Его труды открыли Центральную Азию и Казахстан для мировой науки, а записи эпоса «Манас», исследования истории, этнографии и права казахов стали бесценным вкладом в культурное наследие.