Written by 16:48 Личности

Алихан Букейханов: биография, идеи и влияние на Казахстан

Алихан Букейханов — одна из ключевых фигур в истории Казахстана. Его имя неразрывно связано с борьбой за национальную свободу, созданием партии «Алаш» и первым казахским правительством Алаш-Орда. Он был политиком, ученым, публицистом, этнографом и человеком, который стремился соединить традиции своего народа с современными знаниями. Букейханов всю жизнь посвятил идее независимости и развитию казахской культуры, оставив неизгладимый след в политике, науке и общественной мысли.

Ранние годы и образование

Алихан Нурмухамедович Букейханов родился 5 марта 1866 года в ауле № 7 Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Сегодня это территория Актогайского района Карагандинской области. Он происходил из рода торе — потомков чингизидов. Был старшим из шести детей Нурмухамеда Букейханова и его жены Бегим-Ханым.

Алихан с ранних лет получал систематическое образование: учился в медресе и русско-казахской школе, затем — в Каркаралинском ремесленном училище. В 1886 году поступил в Омское техническое училище, где обучался до 1890-го, после чего продолжил образование на экономическом факультете Императорского лесного института в Санкт-Петербурге. Окончил его в 1894 году, получив специальность лесного экономиста.

Общественная и политическая деятельность 

После Петербурга Букейханов вернулся в Омск. Здесь он преподавал математику в местном сельскохозяйственном училище, а затем до 1905 года служил чиновником Омского переселенческого управления. Параллельно с официальной работой он все активнее вовлекался в общественную жизнь.

Кружки, протесты и полицейский надзор

С 1890-х годов Алихан участвовал в политических, экономических и литературных кружках, поддерживал протестную активность студенчества и интеллигенции. Именно в этот период его деятельность привлекла внимание Департамента полиции: Букейханов оказался под надзором как влиятельный организатор и публицист, чье имя связывалось с зарождающимся национальным движением Степного края

Петиции, выборы и арест

На волне Первой русской революции в Казахстане развернулось петиционное движение. 22 июля 1905 года Алихан Букейханов вместе с Ахметом Байтурсыновым, Миржакипом Дулатовым, Жакыпом Акпаевым и Мухаммед-Максутом Бекметовым инициирует Каркаралинскую петицию, содержащую 47 требований, включая право казахов на землю, обучение на казахском языке в школах, свободу отправления мусульманских обрядов, судопроизводство на казахском и т.д. Петицию адресовали императору. Ее подписали, по разным оценкам, свыше 14–15 тысяч жителей Каркаралинского уезда.

В том же 1905 году Букейханова выдвинули в I Государственную думу от Семипалатинской области, однако в январе 1906-го его арестовали и отправили на несколько месяцев в заключение. Позднее его утвердили выборщиком от Токраунской волости. Он получил мандат депутата, но приступить к работе не успел, поскольку вскоре Николай II распустил Думу.

В ответ на роспуск Думы Букейханов подписал Выборгское воззвание, призывавшее к гражданскому ненасилию (в т. ч. к налоговому бойкоту до созыва народного представительства). За подпись его приговорили к краткосрочному тюремному заключению и лишили избирательных прав. Затем Алихана Нурмухамедовича выслали в Самару.

Кадеты, масонство и организационная работа

С 1905 года Алихан Букейханов состоял в партии конституционных демократов (кадетов) и от них шел на выборы в Государственную думу. Летом 1917-го он публично разрывает с партией и в статье «Почему я вышел из партии кадетов» объясняет причины: несогласие с поддержкой частной купли-продажи земли, отказ от реальной национально-территориальной автономии и неприятие четкого разделения церкви и государства.

По данным ряда исследователей, в 1906–1917 годах Букейханов был связан с либеральными ложами «Полярная звезда» и «Великий Восток народов России». В историографии встречается указание на высокий статус политика в братстве, что влияло на сеть его контактов и вовлеченность в общероссийские политические процессы.

На местах Букейханов последовательно занимался организационной работой: участвовал в собраниях по созданию и координации кадетских отделений в Степном крае, активно включился в деятельность научных и общественных институций — был действительным членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества и работал в Семипалатинском статистическом комитете. Институциональная работа давала ему экспертизу по землеустройству и легитимный канал коммуникации с местной элитой.

Газета «Қазақ» и просветительство

Букейханов пытался запустить казахскую газету еще в 1905 году, но план сорвали аресты и надзор. Реализовать идею удалось в 1913-м: вместе с Ахметом Байтурсыновым и Миржакипом Дулатовым он начал издавать в Оренбурге влиятельную общенациональную общественно-политическую газету «Қазақ», открыто отстаивавшую казахский этноним и повестку культурной модернизации. Издание быстро стало площадкой общестепного масштаба и читалось далеко за пределами Оренбурга.

Для Алихана Нурмухамедовича печать стала инструментом долгой политики: через «Қазақ» он и его соратники поднимали вопросы земельной политики, образования, самоуправления и правового статуса кочевников. Букейханов публиковал здесь многочисленные статьи (часто под псевдонимами, наиболее известный — Қыр баласы / Сын степей), объединяя исторические очерки, этнографию, экономические обзоры и публицистику. Благодаря такой системной просветительской работе формировалась новая политическая лексика и общая картина будущей автономии.

Восстание 1916 года

25 июня 1916 года в условиях затянувшейся Первой мировой войны царь издает указ о мобилизации «инородческого» мужского населения Степного и Туркестанского краев в возрасте 19–43 лет на тыловые работы в прифронтовой зоне. На фоне земельной политики, экономического давления и произвола местной администрации это решение становится спусковым крючком для национально-освободительных выступлений по всему Казахстану и Средней Азии.

Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и Миржакип Дулатов в своих публикациях и обращениях предупреждают о рисках стихийной вооруженной конфронтации и делают упор на правовую и организационную защиту мобилизованных. Редакция газеты «Қазақ» призывает к координации действий, сбору помощи, разъяснению прав и обязанностей с прицелом на снижение жертв и сохранение кадров национального движения.

Вместо призывов к оружию Букейханов переключает усилия на поддержку казахов, отправленных в тыловые команды. В начале 1917 года он выезжает в Минск и участвует в создании при штабе Западного фронта Инородческого отдела, которым заведует лично. Отдел занимался условиями труда и быта рабочих, медицинской помощью, переводами, религиозными потребностями и связью с родными, а летом 1917 года координировал эвакуацию части рабочих на родину. 

Через газету «Қазақ» Букейханов запускает кампанию по набору врачей, фельдшеров, учителей, переводчиков, журналистов со знанием казахского языка для работы с тыловиками на Западном фронте. Регулярные телеграммы и объявления из Минска помогали закрывать вакансии и налаживали коммуникацию мобилизованных со степью.

Алаш и Алаш-Орда

1917 год стал переломным для Алихана Букейханова и всего казахского народа. Первый всеказахский съезд в Оренбурге (21–26 июля 1917) оформил политическую организацию будущей партии, определил повестку — автономия, земля, образование, самоуправление. Газета «Қазақ» была признана площадкой движения и его печатным органом. Идея назвать новосозданную партию «Алаш» принадлежала юристу Жанше Досмухамедову.

В ноябре 1917 года в газете «Қазақ» был опубликован проект программы партии из десяти разделов, составленный Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Миржакипом Дулатовым и их соратниками. Документ затрагивал вопросы государственного устройства (федерализм и республиканская форма), местной свободы и самоуправления, основных прав, религиозных дел, суда и полиции, обороны, налогов, труда, науки и образования, а также земельного вопроса. Публикация программы стала важным шагом к институционализации партии.

На выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила подавляющую поддержку (более 70% голосов) в казахских областях, оставив позади эсеров, большевиков и меньшевиков. В масштабах всей России «Алаш» получил около 1,7% голосов и 15 мандатов. Эти результаты показали реальную массовую поддержку идей автономии и модернизации в казахских регионах.

Второй всеказахский съезд в Оренбурге (5–13 декабря 1917) перешел к политическим решениям. Несмотря на призывы Букейханова действовать осторожнее в условиях нарастающего конфликта в России, большинство делегатов проголосовало за создание автономии. Съезд провозгласил Народный совет «Алаш-Орда» — казахское национальное правительство, а Алихан Букейханов был избран его председателем. Теперь у движения появились легитимные органы управления и ответственность за практические шаги — от организации милиции до переговоров с соседними автономиями и общероссийскими центрами.

Отношения с большевиками 

Октябрьскую революцию 1917 года Букейханов воспринял резко отрицательно. В «Памятке крестьянам, рабочим и солдатам» он сравнивал Ленина с Николаем II, считая, что и тот и другой стремятся к самодержавию. Он критиковал большевиков за разгон демократических собраний, закрытие газет и пренебрежение к народной воле. Когда в январе 1918 года большевики разогнали Учредительное собрание, надежды алашординцев на легальный путь развития рухнули.

В условиях нарастающей гражданской войны лидеры «Алаша» столкнулись с давлением со стороны советских органов на местах. Против них велись розыскные мероприятия и кампании дискредитации. Одновременно часть руководителей партии вела переговоры с Лениным и Сталиным в Москве, обсуждая условия признания советской власти в обмен на гарантии автономии и самоуправления. Большевистское руководство публично декларировало право наций на самоопределение, однако переговоры не привели к устойчивому и безусловному признанию Алаш-Орды и вылились в непоследовательные, ситуативные договоренности.

Во время гражданской войны алашординцы сначала ориентировались на белое движение, но после прихода к власти адмирала Колчака, который выступал против любых национальных автономий, изменили позицию. Букейханов отправил Ахмета Байтурсынова на переговоры со Сталиным, пытаясь найти компромисс. Для него было главным уберечь народ от братоубийственной войны и массовых репрессий.

В 1920 году, по мере установления советской власти в степных областях, был издан декрет ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Киргизской (Казахской) АССР в составе РСФСР. С этого момента публично-политическая деятельность Букейханова заметно сузилась: он постепенно перешел к научно-издательской работе и преподаванию, оставаясь при этом под неослабевающим контролем органов безопасности.

Научная и литературная работа

Помимо активной политической борьбы Алихан Букейханов оставил значимый вклад в развитие науки и культуры.

Исследователь и этнограф

В молодости Букейханов участвовал в экспедициях Ф. А. Щербины, изучавших казахские степи. Он подробно описывал быт и хозяйственный уклад кочевников, исследовал пастбища, способы ведения хозяйства и особенности животноводства.

Букейханов одним из первых систематизировал данные о казахском скотоводстве и написал научные труды, посвященные разведению крупного рогатого скота и овцеводству. Также он фиксировал родовые структуры, обычаи, составлял карты расселения казахов, которые использовались исследователями и чиновниками при планировании хозяйственной политики.

Фольклор и устное творчество

Живя в Москве, Алихан занимался сохранением духовного наследия своего народа. Он собирал образцы казахского фольклора (пословицы, песни, сказания, эпические поэмы вроде «Кобланды-батыра»), считая сохранение устной традиции важнейшей задачей в условиях, когда национальная культура находилась под давлением русификации.

Издатель и популяризатор

В историю Алихан Букейханов вошел как первый популяризатор творчества Абая Кунанбаева. Совместно с племянником Абая Какитаем Ибраевым он издал в 1909 году в Санкт-Петербурге первый сборник стихов великого поэта. В предисловии Букейханов высоко оценил роль Абая как просветителя и реформатора казахской поэзии. В дальнейшем политик опубликовал десятки статей о литературе, истории и языке, многие из которых печатались в газете «Қазақ», где он был идейным вдохновителем.

Работа в научных институциях

После переезда в Москву Алихан Букейханов работал в Казахской секции Центрального издательства народов СССР (Центриздат), где занимался редакционно-издательскими проектами, связанными с Казахстаном. 2 июля 1926 года Президиум Академии наук СССР пригласил его в состав Особого комитета по исследованию союзных и автономных республик на правах постоянного эксперта по Казахстанской экспедиции. 

В середине 1920-х Букейханов также читал лекции в Ленинградском университете об истории и хозяйстве казахских земель. В 1926 году он участвовал в Антропологической экспедиции АН СССР в Адаевском уезде КазАССР. Во время полевых работ был кратковременно арестован ОГПУ в Актобе и вскоре освобожден.

Литературное наследие

За свою жизнь Букейханов опубликовал сотни статей и исследований. Среди значимых работ — ранняя публикация об Абае (1905), участие в подготовке первого книжного издания стихов Абая в Санкт-Петербурге в 1909 году и статья «Киргизы» (1910), где он системно описывал общественную жизнь и формы национального движения.

В текстах Букейханова сложные сюжеты про землеустройство, самоуправление, культурную модернизацию подавались простым языком, благодаря чему многие темы казахской истории и культуры получили научно-популярное изложение и вошли в устойчивый научный и общественный оборот.

Семья

В начале 1900-х Алихан женился на Елене Яковлевне Севостьяновой — дочери народника Якова Севостьянова. У пары родилось двое детей:

  1. Елизавета (Зейнеп) Букейханова, после замужества Садвакасова (1903–1971). Врач, впоследствии профессор и доктор медицинских наук. В годы войны — военврач, была награждена орденами и медалями. Работала в системе здравоохранения в Москве.
  2. Сергей (Октай) Букейханов (1904/1910–1957). Горный инженер-геолог, работал в Жезказгане, сотрудничал с Канышем Сатпаевым.

Преследования и трагическая судьба

После установления советской власти положение Алихана Букейханова резко изменилось: как бывшему лидеру национального движения ему не доверяли, и его фигура находилась под постоянным вниманием силовых органов. В 1922 году его фактически изолировали от казахской политической среды, переведя под контроль в Москву, где он жил до конца жизни.

В первой половине 1920-х Букейханов продолжал научно-издательскую работу, однако давление усиливалось. В 1926 году во время экспедиции в Казахстан его арестовали в Актюбинске (Актобе), этапировали в Москву и поместили в Бутырскую тюрьму, но через 15 суток освободили за отсутствием оснований для дальнейшего содержания. В 1927 году Букейханова окончательно вывели из научной работы и отправили на пенсию.

Последние пятнадцать лет своей жизни Алихан Нурмухамедович провел в Москве. Он не участвовал в политической деятельности, занимался в основном научными исследованиями, переводами, работал в издательствах и писал статьи. Но фактически жил в условиях постоянных ограничений и слежки.

В годы Большого террора судьба Алихана Букейханова трагически оборвалась. Летом 1937 года его снова арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму. Обвинения в руководстве контрреволюционной деятельностью и связях с террористическими центрами в Казахстане и Москве были сфабрикованы, но в условиях репрессий оправданий не существовало.

27 сентября 1937 года 71-летний Алихан Букейханов был расстрелян. Его имя надолго оказалось под запретом, а наследие почти не упоминалось. Лишь десятилетия спустя, уже после смерти Сталина и реабилитации многих жертв репрессий, стало возможным говорить о нем открыто.

Алихан Букейханов прожил жизнь, в которой политика, наука и просветительство были частью одной миссии — дать казахскому обществу опору в виде знаний, самоуправления и уважения к собственной культуре. Он сумел превратить идеи автономии и модернизации в программу действий, а национальную память — в предмет бережного научного изучения.

Visited 2 times, 1 visit(s) today
Close Search Window
Close